В Минздраве хотят запретить дистанционное образование в сфере медецины

Комитет Госдумы по охране здоровья одобрил законопроект, направленный на усиление контроля за рынком дополнительного профессионального медицинского образования. Инициаторы поправок выражают обеспокоенность ростом числа недобросовестных организаций в этой сфере. Минздрав также поддерживает ужесточение регулирования для обеспечения качества медицинского образования. Основная цель законопроекта – защита интересов пациентов и повышение квалификации медицинских работников.

Минздрав как регулятор

Законопроект предлагает передать Минздраву полномочия по контролю за медицинским образованием, включая разработку и утверждение типовых дополнительных профессиональных программ. На данный момент Минздрав устанавливает стандарты только для подведомственных вузов. Предлагаемые изменения расширят сферу ответственности министерства, что, по мнению авторов законопроекта, позволит стандартизировать качество обучения по всей стране и исключить недобросовестную конкуренцию.

Одним из ключевых положений законопроекта является запрет на исключительно дистанционное обучение на программах среднего и высшего медицинского и фармацевтического образования. Запрет распространяется и на дополнительные профессиональные программы, которые предусматривают практическую подготовку. Авторы законопроекта считают, что медицинское образование, особенно практические навыки, требуют обязательного очного обучения и непосредственного взаимодействия с преподавателями и пациентами.

Недобросовестные участники

Депутат Бадма Башанкаев отметил, что в России действует 127 вузов, предоставляющих высшее медицинское образование. Однако лишь 49 из них находятся под контролем Минздрава. Он подчеркнул, что многие организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере медицины, не обладают необходимой материально-технической базой, квалифицированными преподавателями и клиническими базами для практического обучения. Кроме того, участились случаи оказания услуг исключительно дистанционным способом, что свидетельствует о недобросовестности некоторых организаций.

Замминистра здравоохранения РФ Татьяна Семенова привела конкретный пример недобросовестности вуза. В 2024 году один из вузов, расположенных в отдаленном регионе, получил лицензию на обучение по программе ординатуры “Пластическая хирургия”. При этом, в данном регионе не проводятся подобные операции, и нет необходимого технического оснащения для подготовки специалистов. Фактически, вуз не может обеспечить полноценное обучение пластических хирургов. Однако, формально, вуз не нарушил законодательство, предоставив договор с областной больницей о прохождении практики. Но, как выяснилось позже, эта больница не обладала необходимым опытом и техникой для проведения подобных операций.

Итоги

Татьяна Семенова подчеркнула, что Рособрнадзор не обладает полномочиями для проверки реальной возможности медицинских организаций в предоставлении тех или иных услуг. Она считает, что эти функции мог бы выполнять Росздравнадзор, который более компетентен в контроле медицинских учреждений. Усиление контроля в этой сфере позволит более эффективно бороться с недобросовестными организациями и повысить качество медицинского образования.

Ожидается, что предложенные меры повысят доверие к системе медицинского образования и улучшат качество оказания медицинской помощи.

Назад
Поделиться

Комментарии